Henri Gatien Bertrand

http://s2.uploads.ru/Fz5Id.jpg
Adrian Lukis

Титулы, звания: адъютант Наполеона I, граф; дивизионный генерал;
Род деятельности и социальный статус: граф - с 1808, дивизионный генерал - с 1807, адъютант Наполеона - с 1805;
Дата рождения: 28 марта 1773;
Дата смерти:* 15 января 1844;
Место рождения: Шатору, Франция;
Близкие родственники: Поль Генри Бертран де Греуль (1718-1767) - дед (по отцовской линии); Мартин Бушэ (дед по материнской линии);
Анри Бертран де Греуль (1745-1820) - отец, Мари-Генриетта (Бушэ) Бертран (1753-1830) - мать;
Луи Бертран де Боильарж (1774-1861) - брат, Пьер Бертран (1775-1809) - брат, Генриетта (Бертран) Дюри-Дюфре (1776-1799);
Француаза-Элизабет "Фэнни" (Диллон) Бертран (1785-1836) - жена;
дети: Наполеон (13.06.1809), Гортензия (18.11.1810), Анри (05.10.1811), Артур (17.01.1817), Альфонс (1823);

Внешность

Анри Бертран – высокий статный старший офицер. Волосы кучерявые и черные, цвета вороньего крыла. Такие же темные бакенбарды. Черты лица в целом правильны и симметричны, однако в профиль будет заметно, что нос крупнее, чем полагалось бы такому лицу. Впрочем, в анфас это почти незаметно.
Почти всегда выглядит спокойным и даже равнодушным, что типично для военного. Походка широкая, но генерал слегка прихрамывает после ранения.

Характер

Генерал обладает на редкость спокойным характером и рациональным умом. С детства он легко справлялся с науками и языками, хорошо разбирается в инженерном деле. К своему делу относится серьезно, иногда даже слишком. Исполнителен, точен, пунктуален, расчетлив, предусмотрителен, свои обязанности выполняет превосходно, потому и достиг своего нынешнего положения. Иногда бывает чрезмерно дотошен в том, что касается его деятельности, его рапорты и чертежи очень подробны. Прежде чем принять решение, хорошо его обдумает. Это раздражало Наполеона, любившего быстрые и четкие ответы, но, тем не менее, император понимал, что решение Бертрана будет верным.
Кроме того, не лишен дипломатических способностей, умеет договариваться. Прекрасно воспитан, и потому обаятелен, ловок умом, можно даже сказать, хитер, как лис. Но при этом, если этого не требует дело, неразговорчив, часто молчалив и задумчив. Его мысли постоянно чем-то заняты. Даже будучи обаятельным человеком, не очень любит бывать в обществе, особенно в столичном. Проведя юность в тихом провинциальном городе, он так и не привык к шумной столичной жизни, даже достигнув нынешних высот. Покой и тишина ему гораздо дороже разговоров, музыки и шума, что стало достоинством в глазах Наполеона, но недостатком в глазах товарищей, которые считают такие предпочтения проявлениями занудности. За его неразговорчивость некоторые считают его неинтересным, хотя на самом деле он отлично образован, многое знает и многое пережил. Но рассказывать о своих заслугах не любит ввиду небывалой скромности. Для него важно, чтобы его достижения приносили благо государству и императору, а слава ему совершенно не нужна. Пожалуй, именно из-за своей скромности этот человек и не запомнился истории в той же степени, как его коллеги.

История персонажа

1773 год.
Анри Гасьен Бертран родился 28 марта в Шатору, в месте, которое облюбовал для своего гнездышка еще его прадед Анри-Франсуа Бертран прежде чем поступить на военную службу. Семье Бертранов на тот момент принадлежали немалые владения. Дедушка по материнской линии Анри, Мартин Бушэ, был значимой фигурой в Шатору. Его заслуги как инженера позволили ему в 1773 году получить должность первого инженера дю Руа и главного инспектора дорог и мостов.
Анри рос в Шатору в доме дедушки, и под его влиянием у мальчика росла любовь к архитектуре и инженерии - страсть, которую он пронесет через всю жизнь.

1782 год.
В возрасте 9 лет Анри отправляется в Королевский Колледж де ла Флеш, который изначально, в начале XVII века, управлялся иезуитами. Одним из известных выпускников этого колледжа был Рене Декарт. Теперь это был военный колледж, который также готовил своих учеников к службе при дворе или в церкви.

1790 год.
Анри выгодно выделялся как студент. 1 сентября 1790 года он оканчивает колледж. Директор вручил Анри похвальный лист: "[Анри] хороший студент - любим всеми за его дух и качества его сердца" - писал директор. "Он закончил свое обучение с ошеломительным успехом. Его уход вызывает сожаление сокурсников и учителей в особенности".
После получения высшего образования Анри вернулся в родной Шатору.

1791 год.
Революция обходила стороной тихий Шатору не без трудов Бертрана-старшего. Кроме того, отец дал разрешение двум своим старшим сыновьям поступить на службу в Национальную гвардию. Как и отец, Анри поддерживал идеи революции, восхищался ими.

1792 год.
В апреле он оказывается в Париже и видит революцию в своем истинном свете, что приводит его к большому разочарованию. Позже Бертран в своих воспоминаниях напишет, что в день 10 августа 1792 он едва не был убит несколько раз и что он никогда не был республиканцем, а скорее ярым сторонником конституционной формы правления.
После событий того дня Анри начал дистанцироваться от Революции. Он возобновил подготовку ко входу в техническую профессию, проводит исследования в академии Парижа. Несмотря на его растущее отвращение к безрассудному насилию и анархии Революции, Анри Бертран оставался патриотом.

1793 год.
В июле Анри возвращается в Шатору ожидать результатов оценки его работы. Он получил заключение, что он "отлично знает всю арифметику, алгебру, геометрию, механику, динамику и гидродинамику". Также отмечалось, что он "очень умен и отличается большой точностью и ясностью ума".
Однако самыми значимы для принятия Анри в технический институт были слова в "Сертификате о Гражданстве", которое он получил почти одновременно с оценкой его исследований. Все граждане Франции были обязаны обладать этим сертификатом во времена Революции. Сертификат Анри гласил, что "он всегда проявлял себя с хорошей стороны и никогда не давал, насколько нам известно, поводов считать его недостойным гражданином". Этих слов вместе с отличными оценками было более чем достаточно, чтобы получить место в известном военно-техническом институте Франции в Мезире.
Перед началом военной карьеры Анри воспользовался возможностью, чтобы провести несколько недель с семьей в Шатору. Последний год был тяжким для его семьи, поскольку террор проник и в провинциальные уголки Франции.
17 сентября Анри становится лейтенантом и рвется ближе к военным действиям, где уже сражается его брат Луи.

1794 год.
Воспитанникам военно-технического института было приказано присоединиться к кампании против австро-прусской армии. Это была первая военная кампания Бертрана. Военные были лишены роскоши и удобств, однако Бертран прекрасно переносил все тяготы военной жизни. Он быстро привык спать на голой земле под открытым небом, это помогло ему во время осад.
Младшим офицерам не позволено было иметь предметы роскоши и выделяться среди солдат. Анри был вынужден с горечью отправить назад отличного коня, которого отец приобрел по большой цене, чтобы помочь сыну.

1795 год.
Анри оставался с армией до января, после чего был вызван в Париж. В свое время он произвел большое впечатление на своих учителей, и теперь его назначали на должность преподавателя математики, на которой он был вынужден заменить известного математика Гаспара Монжа.
21 марта Бертран получил звание капитана.
Он продолжал свою служить военным инженером и добился того, чтобы присоединиться к дипломатической миссии в Константинополь.
С дипломатической миссией он прибывает в Тулон. В Тулоне Анри получил заказ от генерала Луи Миле-Мюро разработать схемы нападения и защиты Тулона. Работа Бертрана была уничтожена сразу же, как была доставлена в Париж, так как в столице боялись страшных последствий, если планы попадут в руки вражеского генерала Жана-Батиста Бернадотта, который обратил внимание на работы Бертрана еще в Тулоне. Бернадотт был впечатлен талантом Бертрана. Он отметил свое признание способностей Анри, представив его генералу Оберу-Дюбэ. Он представил Бертрана как "officier du génie, and de génie".
В то же время Бертрана заметил Бонапарт. Будущий император осматривал строящиеся укрепления Тулона, был приятно ими удивлен и поинтересовался, кто руководит строительством. Капитан Бертран был приглашен в штаб Наполеона.
Эта первая встреча оставила сильное впечатление у обоих. Наполеон был очарован талантом молодого военного инженера, в то время как Бертран был поражен амбициями, уверенностью и неоспоримым интеллектом человека, чью судьбу он впоследствии разделит.

1796 год.
Бертран уехал из Тулона 19 июля с Капитаном Жозефом-Антуаном Морио, тоже инженером, и капитаном Маршаном. Вместе они направлялись в Геную, где они надеялись попасть на корабль до Константинополя. Судно найти не удалось, и путешествие пришлось продолжать по земле. Они двигались по Италии, что влекло за собой ряд трудностей из-за разрыва мирного договора с Папой Римским.
В Венеции Бертран был вынужден отстать от своих коллег, а потом и совсем остаться из-за серьезной болезни. Два месяца он провел в Венеции в борьбе за выздоровление. По истечении этого времени он был все еще слаб, но решился продолжить путь и нашел корабль до острова Закинфа. Оттуда он отправился к греческим островам. Остановку в Афинах он использовал в личных целях, изучая древние руины города.

1797 год.
Отчаявшись добраться до Константинополя водным путем, Бертран решается сделать это верхом и 5 марта оказывается наконец в месте назначения - спустя год после ожидаемого прибытия. О своем долгом путешествии он пишет подробный рапорт генералу Миле-Мюро.
После этого Бертран жаждал присоединиться к действующей французской армией, но это ему никак не удавалось по разным причинам. Например, во время действий в Италии, он прибыл туда слишком поздно, чтобы принять участие в Первой итальянской кампании, поскольку французы уже вступили в переговоры с австрийцами. Тем не менее, Бертран активно занимался технической работой.
Кроме того, назначение Бертрана как дипломата позволило ему возобновить свое знакомство с "завоевателем Италии". Анри отметил, что генерал Бонапарт приветствовал его "тепло" и что у дважды ему выпадала честь обедать с Наполеоном. Бертран заметил с некоторым изумлением, что человек, "которого мы знаем великим на поле сражения", мог "оказаться настолько простым" при личных встречах.
Бонапарт назначил Бертрана руководить строительством некоторых укреплений в Италии, что позволило поддерживать постоянный контакт с будущим императором. За это время Наполеон успел оценить не только талант инженера, но и ум вкупе с честностью, стойкостью и амбициозностью Бертрана. Бертран в это время поражался сосредоточенностью и уверенностью военачальника, все больше восхищаясь им.

1798 год.
К этому времени Бертран заслуживает репутацию талантливого инженера. Но важнее для него то, что он замечен Наполеоном. Теперь нужно было показать свой талант инженера в сражении. И он получает такую возможность.
В мае, в чине капитана, он отправляется в Египет. Начинается Египетская кампания.
Французы достигают берегов Египта возле Александрии 1 июля, с трудом уйдя от преследования британского флота. Опасаясь, что адмирал Нельсон уже ждет их в Александрии, Наполеон торопит свои войска.

Дополнительно: Тут пишем все, что не вошло в предыдущие пункты анкеты.

ДАННЫЕ ИГРОКА

Планы на игру: верно служить Франции и Бонапарту.
Связь: icq 573100006, vk dexkenzie.

пробный пост

В августе 1808 года, в возрасте тридцати пяти лет, Бертран возвратился в Париж как один из самых почетных старших офицеров во французской армии. Как граф Империи теперь он был обеспечен материально и уважаем во всей Франции. Пятнадцать лет кампаний и тяжелой, практически беспрерывной работы не прошли даром, но лишали личного времени и, соответственно, личной жизни. Даже теперь заботы о делах армии не оставляли его в покое, так что совсем немного времени оставалось на то, чтобы воспользоваться своим статусом и наконец жениться.
Ещё летом 1805 года брак Бертрана получил статус неизбежного. Нынешняя королева Голландии, а тогда - падчерица императора, Гортенс де Богарне, в письме своему брату Эжену упоминала некоего офицера Бертрана как замечательного кандидата на роль супруга одной из девушек ее двора - Адель Огье. Гортенс так вдохновилась собственной идеей, что изо всех сил пыталась устроить встречу Бертрана и Огье в Булони, надеясь зажечь их сердца и ускорить их союз. Однако эти планы были уничтожены Наполеоном, который посчитал, что Адель недостаточно хороша для Бертрана. Довольно лестная забота императора о своем помощнике, не считая того, что Наполеон и Гортенс решали его судьбу без его участия.
Планам будущей королевы Голландии помешало еще и то, что сам Бертран был совершенно не заинтересован мадемуазель Огье. Более того, его вечно холодное сердце оказалось уже занято, причем не императором, что уже можно считать чудом. Вот только его избранница не горела желанием отвечать ему взаимностью. Но упорство Бертрана уже тогда давало повод говорить о том, что он добьется своего. Офицер решительно и целенаправленно добивался руки прелестной Француазы-Элизабет Диллон.
Несмотря на то, что Фэнни провела большую часть жизни за пределами Франции, она оказалась на удивление очаровательной, демонстрировала отличное воспитание, что только подчеркивало ее благородное происхождение. Появление Фэнни в свете в 1805 году в качестве фрейлины Жозефины привлекло внимание многих офицеров и приближенных императора. Но первым среди сраженных мадемуазель Диллон был Анри Бертран, который только недавно стал близок императорскому двору как адъютант Наполеона. Напрасно Бертран тратил время и силы, чтобы заслужить благосклонность Француазы-Элизабет. Заметив его отчаяние, Наполеон, после разговора со своим адъютантом, захотел помочь ему - рекомендовал Бертрана его избраннице и передавал его намерения жениться. Однако Фэнни не переставала отклонять эти предложения, оправдываясь своим намерением выйти за принца Альфонса Пиньателли. С этим желанием Наполеон спорить не смог.
На самом деле, нехорошо желать кому-то смерти. И уже тем более радоваться исполнению такого желания. Тем не менее, кончина принца Пиньателли в 1806 году стала хорошей новостью для Бертрана. Заручившись поддержкой императора, он возобновил попытки заполучить руку и сердце прекрасной Фэнни. К его разочарованию, подстрекаемая матерью, Фэнни не впечатлилась Бертраном и его заслугами.
Кроме того, у нее появился защитник в лице Жозефины, которая помогала девушке противостоять требованиям императора. А к тому времени император, уставший от этой истории, уже требовал, а не рекомендовал, чтобы Фэнни вышла замуж за Бертрана.
И вот, сопротивление Фэнни наконец пало. Возвращаясь из Байонна, Наполеон вызвал ее в Фонтенбло и уже не потребовал, а приказал готовить свадьбу.  Девушка еще пыталась сопротивляться, твердя, что ее мать не успеет и не сможет организовать свадьбу, увлеченная другими заботами, но Бонапарт оказался неприступен. Велел сбросить организационные дела на плечи ее сестры, мадам Ля Тур дю Пин.
- Через восемь дней я уезжаю в Эрфурт, - сказал император. - К тому времени свадьба должна состояться.
Фэнни ничего не оставалось, кроме как подчиниться.
Сводная сестра Фэнни мадам де Ля Тур дю Пин прибыла из Брюсселя, чтобы устроить свадьбу. После короткой встречи с Бертраном и путем совместных усилий дело пошло довольно быстро, и уже 16 сентября состоялась церемония гражданской регистрации брака. На следующий день проводились религиозная церемония и собственно сам праздник, проводимый у королевы Гортенс и короля Луи. Среди приглашенных были, разумеется, Наполеон с супругой Жозефиной, Жан-Батист Бернадот с супругой, Талейран, Жерар Дюрок, а также множество генералов и маршалов Франции.
Был ли Бертран счастлив? Сложный вопрос. Да, он добился своего, но он до сих пор сомневался в том, что женщина, которая стоит теперь рядом с ним в храме, с которой ему предстоит провести рядом остаток жизни, которой он вот-вот даст клятву верности - что эта женщина любит его. Впрочем, его, адъютанта императора, графа Империи и генерала дивизии это не должно волновать. Иногда надо быть более эгоистичным и заботиться хотя бы о себе.
Но он не хотел сделать эту женщину несчастной. Наверное, потому и взял ее в жены, потому что знал, что лучше него о ней никто не позаботится.
Стоя у алтаря и невнимательно слушая речь священника, Бертран украдкой посмотрел на свою жену, силясь распознать, что происходит сейчас в ее голове. За вуалью не разобрать ни ее глаз, ни выражения ее лица. Наверняка думает о том, как прикончить его, как только они останутся наедине. Эту воинственность он в ней и полюбил. Надо будет не терять бдительность, а то первый день брака станет последним днем жизни.
Мечтательно улыбнувшись своим мыслям, Бертран повернулся головой к гостям. Он искал взглядом императора. Нашел мгновенно и благодарно улыбнулся ему. Этому человеку он теперь обязан до конца жизни. И дело не столько в самом факте свадьбы, сколько в том, что он не поленился помочь своему скромному помощнику устроить личное счастье. Император заметил его старания. Это грело душу. И вот награда - прекрасная супруга, о которой мечтала почти вся мужская половина императорского общества. О большей награде невозможно мечтать.
Священник тем временем перешел к главному. Клянетесь ли вы, такой-то такой-то, именем Господа, в радости и в горе, пока смерть не разлучит вас... Слова размывались во что-то бессвязное, заглушаемые стуком сердца, отдающим в уши. Но Бертран и без инструкций знал, что надо делать.
- Клянусь.